Ацтекское общество

Структура классов

1 - ацтекский "воин-орел"; 2 - ацтекский "воин-ягуар"; 3 - ацтекский жрец.
1 - ацтекский "воин-орел"; 2 - ацтекский "воин-ягуар"; 3 - ацтекский жрец.

Традиционно ацтекское общество делилось на два социальных класса: масеуалли (macehualli т.е. люди или крестьянство) и пилли (pilli т.е. знать). Первоначально эти социальные статусы не передавались по наследству, хотя у детей пилли и был больший доступ к обучению и ресурсам и им теоретически проще было стать пилли. Со временем статус знати стал передаваться по наследству. Ацтекский воин тоже мог стать пилли благодаря своим воинским достижениям. Те кто брал пленников в войне мог стать постоянным воином и со временем воинская слава и награбленное делали их пилли. Если ацтекский воин брал в плен четырёх или пятерых, его называли текиуа "tequiua" и мог получить ранг Орла или Ягуара, позже он мог получить более высокий ранг тлакатеккатль "tlacateccatl" или тлачочкалли "tlachochcalli". Для того чтобы стать тлатоани, необходимо было взять в плен не менее 17ти противников. Когда юноша достигал возраста совершеннолетия его не стригли до тех пор, пока он не захватит хотя бы одного пленного; иногда для этого юноши объединялись по двое или трое их называли ияк "iyac". Если по прошествии какого то времени (обычно трёх битв) они так и не взяли пленного, они становились масеуалли "macehualli", считалось большим позором быть воином с длинными волосами, однако некоторые предпочитали стать масеуалли.

1 - ацтекский лучник; 2 - ацтекский ополченец; 3 - вождь ацтекских союзников.
1 - ацтекский лучник; 2 - ацтекский ополченец; 3 - вождь ацтекских союзников.

Богатые воинские трофеи привели к появлению третьего класса почтека "pochtecatl" - торговцы. Деятельность их была не только коммерческой, поттека были хорошими лазутчиками. Воины презирали этот социальный класс людей, однако им приходилось менять награбленное на рабов, одеяла, перья и др. вещи.
В поздние годы Ацтекского государства понятие масеуали изменилось. Эдуардо Ногера подсчитал, что только 20% населения занималось производством продовольственных товаров и земледелием. Система хозяйствования - чинампа (chinampa), была достаточно эффективна и могла обеспечить продовольствием около 200 000 жителей. Значительное количество продовольствия получалось в виде дани и с помощью торговли. Ацтеки были не только завоевателями, но и предприимчивыми торговцами и умелыми ремесленниками. Многие масеуалли посвятили себя ремёслам и искусству, а их работы были очень важным источником прибыли для города.
Раскопки ацтекских городов показывают нам, что большинство предметов роскоши произведено было в Теночтитлане. Нужно больше исследований, чтобы уже точно установить, верно ли это и для остальных районов; ведь если торговля была на столько важна для ацтекского хозяйства, как это представляется, это может объяснить возвышение почтека как достаточно влиятельного социального класса.

Теночтитлан
Теночтитлан
Ацтекское государство
Ацтекское государство
Теночтитлан
Теночтитлан

Рабство

Теночтитлан
Теночтитлан

Рабы-"тлакотин", также являлись важным классом отличающимся от военнопленных. У ацтеков рабство вообще сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях и было схоже с рабством классической древности. Рабство являлось личным и не передавалось по наследству, таким образом дети раба были свободны. У раба была личная собственность и даже могли быть собственные рабы. Рабы так же могли купить себе свободу или же могли быть освобождены, если раб был способен доказать, что с ним жестоко обращались, или они были замужем за своим владельцем, или у них были дети от хозяев.
Обычно после смерти хозяина рабы, совершившие выдающуюся работу, освобождались, остальные же передавались как и наследство. Мануэлем Ороско и Берра был описан достаточно поразительный способ освобождения раба: если на базаре раб мог избежать пристального наблюдения хозяина, выбежать за стены рынка и наступить на человеческие экскременты, он мог представить свое дело судьям, которые освобождали его. Затем бывшего раба мыли, давали ему или ей новую одежду (чтобы он или она не носили одежду, принадлежащую бывшему хозяину), и объявляли свободным. А поскольку, в полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не спешил помогать владельцу раба. Раба так же нельзя было продать без его согласия, кроме тех случаев когда власти классифицировали раба как непослушного. Не послушность определялась по степени лени, плохому поведению и попыткам бегства. Непослушные рабы носили деревянные шейные кандалы с обручами. Кандалы служили не только знаком вины, их устройство сильно осложняло побег через толпу или узкие пространства. При покупке раба в кандалах покупателю обязательно сообщали сколько раз этого раба продавали. После четвёртой перепродажи как непослушного его могли продать за более высокую цену на жертвоприношение.

жертвоприношения
жертвоприношения

Но всё же закованный раб мог получить свободу добившись представления в королевском дворце или храме. В рабство мог попасть и свободный ацтек в качестве наказания, например приговорённого к смерти убийцу могли отдать вдове убитого в качестве раба если конечно она захочет. Отец мог продать в рабство собственного сына, если власть признавала сына непослушным. Так же своей свободой мог поплатиться должник не платящий налоги. Ацтек мог продать в рабство и самого себя, около года он наслаждался свободой, а потом шёл к новому хозяину. Обычно это был удел игроков и старых не котирующихся ауини "ahuini"- проституток или куртизанок. Мотолина пишет, что иногда с пленными которых готовили к жертвоприношению обращались как с рабами по всем обычаям ацтекского рабства. Но только остаётся не ясным как предупреждали их побег, есть конечно версия о том , что роль жертвы была якобы почётной, однако судя по фрескам где мы видим унижения пленников, в данной версии можно и усомниться.