Жертвоприношения ацтеков

Во времена Ацтекского государства в Мезоамерике и Юж.Америке жертвоприношения были довольно распространённым явлением, но только ацтеки практиковали это с особым размахом, в каждый из 18 праздников по своему священному календарю они приносили в жертву людей. В жертву приносили не только людей но и животных (для этих целей даже разводили особую породу собак), а также приносили в жертву вещи ломая их в честь богов. Богу Кетцалькоатлю жертвовали колибри и бабочек. Ацтеки также практиковали самопожертвование, во время сакральных церемоний люди наносили себе раны, кровопускания, специальные шипы всё время ранящие тело. Кровь была неотъемлемой частью в культах Мезоамерики, так в одном из мифов Кетцалькоатль пожертвовал кровь из своего полового члена для того, чтобы дать людям жизнь. Есть множество мифов где боги жертвуют свою кровь ради человечества. В мифе о Пятом Солнце боги принесли себя в жертву, чтобы человечество выжило. Эти предания готовили людей к высшему пожертвованию - человеческому. Цветом жертвоприношения считался - синий, синим мелом красили кожу жертвы и вели на верхнюю площадку пирамиды, там укладывали жертву на каменную плиту, ритуальным (обсидиановым) ножом разрезали живот и грудную клетку, после чего жрец вынимал сердце и поднимал вверх, к Солнцу. Сердце укладывали в чашу которая держала статуя, а тело бросали на лестницу, скатившись вниз его утаскивали жрецы. Жертвоприношение было как правило добровольным (кроме случаев с военнопленными) но если веры не хватало использовали наркотики. От частей тела избавлялись по разному, череп полировали и выставляли в цомпантли (tzompantli), внутренности скармливали животным, остальное сжигали либо разрубали на куски и дарили важным людям.

Сцена ритуального каннибализма из кодекса Мальябекиано, середина XVI века
Сцена ритуального каннибализма из кодекса Мальябекиано, середина XVI века

Были и другие типы жертвоприношения с элементами пыток, в жертв стреляли стрелами, топили, сжигали. Ацтекские хроники описывают нам, как для постройки главного храма было принесено в жертву 84 000 пленников всего за 4 дня. Непонятно как город с 120 000 населением смог поймать, вместить и избавиться от огромного числа пленников, а особенно учитывая то, что Ауицотль один собственноручно приносил их в жертву, что равняется 17 жертвоприношений в минуту на протяжении 4 дней. Учёные считают, что количество жертв не превышало 3000, а их количество было завышено специально в целях военной пропаганды. Другие цифры нам Берналь Диас дель Кастильо, испанский солдат который писал свой отчёт в течении 50 лет после завоевания. При описании места где лежали черепа (цомпантли), он насчитал около 100 000 черепов. Однако, чтоб вместить такое количество черепов цомпантли должен был быть в длину несколько километров, вместо описанных им 30 метров. Современные же конструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов.
Не жертвоприношения происходили у главного храма (Templo Mayor), некоторые совершались на островке озера Тескоко "Cerro del Penon". Из ацтекских источников известно, что в месяц Тлакаксипеуплицтли во время гладиаторского боя, было принесено в жертву 34 пленника богу Шипе-Тотеку (Xipe Totec). Наибольшие жертвы приносили в месяц панкецалицтли, богу Уицилопочтли.

Одна из ряда фресок южного стадиона в Эль-Тахине, изображающая жертвоприношение игрока в мяч.
Одна из ряда фресок южного стадиона в Эль-Тахине, изображающая жертвоприношение игрока в мяч.

Всего количество жертв должно было быть около 300-600 в год, хотя некоторые эти цифры отрицают, Марвин Харрис (Marvin Harris) увеличивает эти цифры в 20 раз, полагая, что жертвоприношения Ацтеки совершали во всех частях кальпулли города. Общего согласия по реальным цифрам нет.
Ацтеки совершали специальные набеги, так называемые "цветочные войны" - для захвата пленников для своих ритуалов жертвоприношения, называемых "некстлауалли"- это было, что то наподобие долговой платы богам, для того чтобы солнце светило ещё цикл в 52 дня. Идея о том, что душа-сердце и душа-кровь необходимы для сохранения мира - лежала в основе практики захвата людей на подчинённых Ацтеками землях, причём население обязано было встречать воинов с цветами в руках. Неизвестным остаётся совершались ли обряды жертвоприношения то того как племена Ацтеков пришли в долину Анауак, или же они переняли это как многие другие обычаи и культуры. Первое же описанное ими жертвоприношение было посвящено богу Шипе-Тотеку. Из летописи ацтеков известно, что человеческое жертвоприношение началось как установление 1484 года во времена правления Тисока. Во времена же правления Тлакаелеля человеческие жертвы стали уже неотъемлемой частью культуры ацтекского народа, причём не только по религиозным, но и по политическим причинам.