Израильско-Иудейское царство

древние евреи
древние евреи

В первой половине первого тысячелетия до нашей эры возникло новое политическое образование. Оно сложилось в результате союза двенадцати древнееврейский племен которые вторглись на территорию палестины и подчинившие себе ряд ханаанских государств. Древнееврейские племена сохраняли черты первобытных правопорядков до XII—XI до н.э. Вождей выбирали и они же являлись верховными жрецами, в военное время вожди командовали ополчениями, в мирное разбирали тяжбы соплеменников поэтому и обозначались термином "судьи". Переход к оседлой жизни, развитие торговли и ремесла ускорил имущественное расслоение, начал формироваться класс богатых собственников и рабовладельцев которым нужна была крепкая власть для защиты своих интересов, тогда на замену выборных вождей пришли цари с наследной властью. Формированию государства способствовала и внешняя опасность, древнееврейские племена с переменным успехом вели долгие войны с филимистянами

царь Давид
царь Давид

В ходе воин царем избрали Саула и его власть признали все племена. Саул назначал военачальников, наделял их полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако он оказался плохим полководцем и потерпев сокрушительное поражение от филистимлян покончил с собой бросившись на свой меч. Следующим царем был его зять Давид (около 1000—965 г. до н. э.) который проводил политику централизованной монархии, присоединил Иерусалим и сделал его новой столицей своего царства. Давид создал центральный гос.аппарат для управления страной, во главе которого стоял верховный сановник, так же он создал лично преданную ему гвардию из наёмников с Крита и филистимлян.
Сильные возмущения народа Давид вызвал своими распоряжениями о проведении переписи населения с целью обложения всех налогами и правило согласно которому все от рядового до царевича должны были «падать лицом своим на землю».
Внешняя политика его была вполне удачной, он заключил мир с филистимлянами и продвинул южные границы царства до Акабского залива. Своим преемником Давид назначил младшего сына Соломона (965—935 г.до н.э.).
Предания наделяют Соломона мудростью, его изображают проницательным и справедливым судьей и даже объявляют его автором ряда литературных произведений вошедших в Библию. На самом же деле Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом с деспотическими замашками отца, он не раздумывая устранял всех кто стоял у него на пути.

храм Соломона в Иерусалиме (реконструкция)
храм Соломона в Иерусалиме (реконструкция)

Очень много внимания во времена правления Соломона уделялось строительству. Строились дворцы, храмы, восстанавливались ставшие пустыми ханаанейские города, основывались новые. В Иерусалиме Соломон воздвиг роскошный храм в честь бога Яхве. Тирситский царь Ахирам прислал Соломону своих лучших мастеров и художников и даже строительные материалы, а тот в свою очередь снабжал Тир зерном, оливковым маслом и уступил ему двадцать городов. Содержание двора и огромный размах развернувшегося строительства требовало больших средств, налоговое бремя увеличивалось. Вся территория Израильско-Иудейского царства была разделена на двенадцать округов, каждый из которых доставлял царю продовольствия на один месяц в году, так же была введена трудовая повинность. Сперва трудовая повинность коснулась только покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и самих израильтян, которые должны были работать четыре месяца в году на царских строительных работах. К концу правления Соломона внешнеполитическое положение государства осложнилось. На северной границе появилось мощное Дамасское царство. Большая часть племен отделилось от Иудеи и основало новое Израильское царство с новой столицей городом Самария. Династия Давида продолжила царствовать на юге страны в Иудеи и сохранила своей столицей Иерусалим.

 Египет воспользовался ослаблением и раздробленностью страны. Около 930 г. до н. э. фараон Шешонк совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Но все же при преемниках Шешонка ослаб и Египет так и не восстановив былого господства в Восточном Средиземноморье.

В первой половине I тысячелетия до н. э. в Палестине отмечается рост товарного хозяйства. В больших городах появились ремесляные и торговые кварталы, за городом гончары, плотники, ткачи основали отдельные посёлки. Расширилась торговля с Тиром, куда главным образом ввозили пшеницу. Излишки зерна сбывали и на внутреннем рынке, причем упоминаются дельцы, которые накапливают запасы хлеба и в нужный момент открывают житницы, уменьшают меру сыпучих веществ и взвинчивают цены.
Развитие товарно денежных отношений постепенно привело к разложению общин. Поля, виноградники, сады общин стали продавать даже посторонним лицам (не соседям и не родственникам).
Вместе с общинным землевладением появилась и частная земельная собственность. Царские же земли использовались для раздач вельможам и чиновникам. Усилилось имущественное расслоение, обострились классовые различия, общество поделилось на четыре сословия: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) духовная аристократия (жрецы и профессиональные пророки); 3) так называемый народ земли — основная масса свободного населения. Они владели общинными наделами и обязаны были служить в ополчении и платить налоги; 4) чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. Бедные общинники становились жертвами насилия, их угнетали и ростовщики, и царские чиновники.

рабы строители
рабы строители

На самой же низшей ступени социальной лестнице стояли рабы. Рабы хоть и составляли малую долю населения но их количество неуклонно росло, так как развитие ремесла и товарного земледелия повышало спрос на подневольный труд. Источники пополнения рабской силы были разнообразны. В основном в рабов обращали пленных с завоеванных территорий, взрослых мужчин обычно убивали(иногда щадили и отправляли на каторжные работы), а в рабство обращали женщин и детей. Женщины и девушки становились наложницами победителей, дети же от свободного и рабыни часто оставались в доме отца в качестве младших членов семьи с положением практически рабов с той лишь разницей, что их нельзя было продать посторонним.
С развитием торговли большое значение обретает источник пополнения рабов, их купля продажа становиться обыденным делом. Рабов строго разделяют на "рожденных в доме" и "купленных". Делаются попытки обращать в вечное рабство неплатежеспособных должников. Широко использовался труд людей близких по своему положению к обычным рабам (кабальных должников и «сыновей рабыни»), это было кстати характерным признаком рабства на всем Древнем Востоке. Раб откровенно говоря приравнивался к животным. В популярных поучениях рекомендовалось не уговаривать раба, а бить его. Жестокая эксплуатация бедняков и рабов вызывала недовольство и брожение. Упоминаются случаи бегства рабов и переговоры об их выдаче.
Социальные противоречия израильско-иудейского общества нашли свое отражение в так называемом пророческом движении (VIII—VI вв. до н. э.). Исайя и ряд других проповедников ярко и образно разоблачали насилия и пороки власть имущих, хотя и не призывали бедняков к активному сопротивлению. Они возлагали все надежды на бога Яхве, который пошлет на землю своего помазанника (мессию). Тогда в мире установится царство справедливости и райская жизнь. «Пророки» мечтали о восстановлении патриархальных обычаев и мелкой собственности.
Призывы и обличения проповедников и недовольство стоящих за ними социальных групп вынуждали правящие круги Иудеи и Израиля к маневрированию и попыткам проведения умеренных реформ

карта древней палестины