Древние государства южной Аравии

древние арабы
древние арабы

На территории где располагаются современные государства Йеменская Арабская и Йеменская Народная-Демократическая Республики в древности существовал ряд государств, они являлись важными центрами древнейеменской цивилизации. Майн был самым северным с гл. городами Карнаву и Иасиль. Южнее располагался Саба с гл. городом Мариб. Еще южнее Катабан с столицей в городе Тимне и государство Аусан, восточнее Хадрамаут с гл. городом Шабва. Эти государства возникли в 9-8 веках до н.э. В 6-5 в.д.н.э. Катабан, Майн, Аусан, Саба и Хадрамаут начинают борьбу за доминирование. Об ее кровопролитном характере свидетельствует война Хадрамаута, Катабана и Сабы против Аусана, во время которой были убиты 16 тысяч аусанцев, сожжены и разрушены его главные , а само же государство вскоре поглотил Катабан. Майн какое то время с трудом сдерживал натиск Катабана и Сабы, но в 1 веке до.н.э. все же попал в зависимость. Хадрамаут же был то независимым государством, то был в составе Сабейского царства, а так же и его союзником и противником. Катабану в 3-1 в.д.н.э. удалось стать сильнейшем государством на юге Аравии, но все таки в 1 в.д.н.э. был разбит и поделён между Хадрамаутом и Сабой. Самым же сильным в 1-ом тысячелетии до н.э. было Сабейское государство, которое в пик своего рассвета заняло территорию от Хадрамарута (порой и включая его) до Красного моря и от Индийского океана до Центральной Аравии.

древние арабы
древние арабы

В конце 2 века до.н.э. появилось новое, Химьяритское царство столицей которого был город Зафар, который до этого времени входил в состав Катабана. К началу 4  в. до н.э. Химьяритское государство установило своё влияние над территорией всей юж.Аравии. С середины 1-го тысяч-я до н.э. и почти до середины 1 тысячелетия н.э. Аравия всё время была в тесных торговых контактах с Грецией, Римской империей и птолемеевским Египтом. В период Химьяритского царства военные столкновения и мирные отношения связали судьбу юж.Аравии и Аксума (совр.Эфиопия)

Экономика

Экономика юж.Аравийских царств характеризуется прежде всего развитым ирригационным земледелием и кочевым скотоводством. Злаковые культуры-пшеницу, ячмень, полбу, овощи и бобы  выращивали в долинах рек, По склонам гор, которые были обработанны в виде террас, выращивали виноградники. На территории оазисов были рощи финиковый пальм. Выращивали так же благовонные деревья, кустарники и пряности. Серьёзное внимание уделялось строительству ирригационных систем так как без них невозможно было заниматься земледелием. Марибская плотина и др. обширные сооружения служили основой юж.Аравийского земледелия. Марибская плотина была длинной около 600 метров в длинну и более 15 метров в высоту, её построили в 7 веке до н.э. и она прососуществовала тридцать 13 веков. Не менее развито было и скотоводство: разводили овец (тонкорунных и курдючных), верблюдов и крупный рогатый скот. Что же касаеться ремесла можно выделить строительное дело и обработку камня, кожевенное дело, ткачество, гончарное дело, добыча и обработка металлов.

Развитию торговли в нескольких направлениях способствовало выгодное географическое расположение Аравии: международная торговля товарами и благовоньями они вели с античным миром и странами древнего востока,  транзитная торговля велась с Ближ.Востоком африканскими и индийскими товарами. В зависимости от того куда направлены торговые пути менялась сама  роль юж.Аравийских царств. Сперва процветал Майн имевший знаменитый "путь благовоний" и торговые фактории в Месопотамии и до острова Делос, что в Эгейском море, затем захвативший Майн Саба взял торговые пути в свои руки . Затем Хадрамаут и Катабан через Персидский залив установили контакты с междуречьем, а через пролив Баб-эль-Мандебский и с Восточной Африкой.

Гигантская Марибская плотина, которая поддерживала процветание в Сабейском царстве, была построена в VIII веке до н.э. и разрушена в VI веке н.э. Сейчас можно увидеть только руины дамбы.
Гигантская Марибская плотина, которая поддерживала процветание в Сабейском царстве, была построена в VIII веке до н.э. и разрушена в VI веке н.э. Сейчас можно увидеть только руины дамбы.

Ряд факторов в конце 1-го тысячелетия до н.э. ударил по экономике юж.Аравии. Дело в том, что изменились торговые пути. Греки, египтяне и персы стали торговать на прямую с Индией, при этом главную роль уже играли не сухопутные , а морские пути торговли (произошло открытие эффекта постоянных ветров - муссонов) еще одним из главных факторов стало изменение климата, большая засушливость, пустыня наступала на зоны земледелия и плодородные оазисы. Постепенно разрушались ирригационные системы, стихийные бедствия приводили к крупным катастрофам, напр. очень часто прорывалась Марибская плотина. Сказывалась так же и долгая изоляция Аравийских государств от стран Древнего Востока, вдобавок постоянные войны всё это привело к падению юж.аравийских государств.

Общественный и политический строй государств южной Аравии

арабский купец
арабский купец

В середине второго тысячелетия до нашей эры  из племенной и языковой общности южных арабов стали выделяться крупные племенные союзы: минейский, катабанский, сабейский. В конце 2-го и  начале 1-го тысячелетия до н.эры по итогам развития производительных сил начали меняться и производственные отношения. На земле древнего Йемена появились классовые рабовладельческие общества. Выросло имущественное неравенство, выделившиеся знатные роды взяли в свои руки политическую власть. Появились и такие соц. группы как купечество и жречество. 
Сельские и городские общины владели главным средством производства - землёй, они осуществляли передел между членами общины владевшими землёй, регулировали водоснабжение, следили за оплатой налогов и выполняющимися повинностями в пользу гос-ва. Главной ячейкой общества была патриархальная семья (большесемейная община) которая могла владеть не только лишь своим общинным участком земли, но и покупать чужую землю, получать по наследству, осваивать другие новые участки земли и строить там оросительные сооружения. Со временем знать добилась изъятия своей земли из общинного общинного надела и завела на них доходное хозяйство. Все семьи отличались по своему имущественному положению, внутри самой семьи было так же неравенство ее членов.
 Обширные храмовые владения составляли особую категорию земель. За счет завоеваний, конфискаций и принудительной скупки земли много земли переходило в руки государства, личный земельный фонд правителя и его рода так же был весьма значительным. Покорённое население работало на государственных участках земли , выполняя ряд повинностей и по сути являющиеся государственными рабами. Такие земли государство отдавало в месте с рабами (в условное владение) обедневшим семьям но только свободных колонистов. В храмовых владениях заставляли работать свободных людей в качестве выполнения повинности и храмовых рабов. Рабы в основном пополнялись за счет военнопленных, покупались из других областей древнего востока из Египта и Газы. Так же было и распространено долговое рабство. Документы свидетельствуют нам, что рабы были как в храмовых хозяйствах так и в частных. Иногда случалось и так ,что рабы которые принадлежали правителю возвышались и занимали привилегированное положение среди других рабов и выполняли административные функции. Какое бы положение не было у раба, когда называли его имя никогда не упоминали имя его отца или рода, так как это было признаком только свободного человека.

Царь Соломон и Царица Савская (легендарная царица Сабейского царства)
Царь Соломон и Царица Савская (легендарная царица Сабейского царства)

Постепенно племенные союзы стали превращаться в государства. В условиях Аравии этот переход был очень медленным, что способствовало не коренному разрушению института рода-племенного строя, а приспособлению их к новым уже порядкам классового общества, их превращение из племенных в гос. органы. Систему такого политического устройства государств юж.Аравии можно показать и на примере Сабейского государства. Сабейское царство состояло из шести племён, три из которых были привилегированные , а три остальных подчиненные. Каждое из племён делилось на крупные ветви, те на мелкие ветви, а мелкие на отдельные роды. Каждое племя управлялось вождём (кабиром), который происходил из знатных родов, вожди образовывали коллегиальный совет, а в племенах возможно и были советы старейшин. Из привилегированного племени выбирали представителя знатного рода на определённый срок (в Катабане на 2года, в Сабе на
7 лет) эпонима - важного чиновника, выполнявшего жреческие обязанности которые были связанны с культом верховного бога Астара, так же эпонимы вели астрологические и календарные наблюдения, хозяйственные функции по водопользованию и землепользованию. По эпонимам датировались частные правовые документы и государственные, велось летосчисление. Эпоним вступал в должность в 30 лет и когда заканчивались его полномочия входил в совет старейшин.

Затерянный в песках Аравии древний город Убар
Затерянный в песках Аравии древний город Убар

Высшими же должностными лицами государствами, обладающие исполнительной властью и осуществляющими руководство Сабейским царством, были до 3-2 веков до н.э. Мукаррибы. Они управляли хозяйственной, в основном строительной деятельностью, так же выполняли сакральные обязанности (устройство ритуальных трапез, совершение жертвоприношений и др.), государственная деятельность (издание госуд-х документов и юридических актов, возобновление племенных союзов, установка границ городских территорий и частных владений). Должность мукаррибов являлась наследственной. Во время военных действий мукаррибы иногда брали на себя функции предводителей ополчения и получали титул "малик" т.е. царь. Со временем мукаррибы взяли в свои руки все прерогативы царской власти, а в конце 1-го тысячелетия д. н. э. эта должность фактически и стала царской.
Совет старейшин был верховным органом Сабейского царства, в него входили представители всех шести сабейских племён и мукарриб. Совет старейшин имел законодательные и судебные функции, административно-хозяйственные, сакральные. Примерно такое же устройство было и у прочих юж.Аравийских государств.
Со временем в юж.Аравийских государствах вместе с племенным делением возникло и территориальное деление. Его основой были города и прилегающая к ней сельская округа, которые имели свою независимую систему управления. Каждый гражданин Сабейского царства относился к какому либо кровно-родственному племени и в то же время входил в состав какой либо территориальной единицы.