Древний Рим. Победа Иисуса.

казнь зелотов
казнь зелотов

Как и было предсказано в Библии, Иисус Христос пришёл в мир, чтобы пострадать за людские грехи - и исполнил своё предназначение. В суете дней многие и не заметили того, что произошло, и люди продолжали жить, жизнью песчинок, уносимых потоком, поток неумолимо двигался в одном своём направлении. Вслед за Иисусом пришли новые вожди и новые пророки - они уже не показывали на небо, а просто призывали к восстанию. "Послушайте вы, богатые, - так писал ученик Христа апостол Иаков, - плачьте о бедствиях ваших... Вы осудили и убили праведника... Вы напитали в роскоши ваши сердца, на день заклания.."
Среди апостолов Христа был Симон (Зелот); "зелотами" или "ревнителями" тогда называли носивших под одеждой кинжалы, террористов. Во время больших праздников, когда народ теснился в Великом Храме, они приближались вплотную к богатым и знатным людям ,и вспарывали им животы. Во время страшного голода после 48 года, отряды "зелотов" стали хозяевами лесов и гор; это партизанское движение просуществовало 20 лет, пока не произошло грандиозное восстание.
Иудейская знать заплатила сполна за мучения Христа, были убиты десятки тысяч "благородных", а тела первосвященников были отданы на съедение собакам. В деревнях делили землю, убивали богатых и освобождали рабов. Весной 70-го года римские легионы начали штурм мятежного Иерусалима, в городе полным беглецами начался страшный голод. На улицах всюду лежали трупы умерших от голода людей, а римские тараны без умолку били городские стены. На пятый месяц осады римляне взяли Иерусалим и подожгли город. Тысячи людей, веривших, что бог совершит чудо и спасёт их в последнюю минуту, собрались в Храме единым голосом призывая бога. Они сгорели живьём в храме, тех же кого пощадил огонь и голод добивали римляне, по рассказам свидетелей, погибло больше половины жителей всей Иудеи.

Массовые убийства какое-то время сдерживали революцию, но вырастали новые поколения и давление вновь возрастало, революция разгоралась с новой силой. Спустя 60 лет после сожжения города Иерусалима появился новый мессия, звали его Бар-Кохба (сын звезды), он поднял мощное восстание и три года самоотверженно сражался с римлянами. Легионы снова прошли Палестину огнем и мечом, превратив половину страны в пустыню. Иудея затихла на время, но борьба продолжилась в других провинциях.
В конце 2-го века настало время, когда "Сжатие" распространилось в западных областях империи, тогда к борьбе подключились огромные массы крестьян в Испании и Галлии. Страдая от нехватки земли, ростовщической кабалы и голода, крестьяне бросали свои земляные наделы и пополняли ряды "разбойников". К галльским "разбойникам" присоединялись также и бежавшие со службы солдаты. Многотысячные отряды повстанцев распространились по всей Галлии периодически нападая на города. Новое "Сжатие" породило новую грандиозную революцию, завершиться которая победой христианского социализма. Революция эта началась во времена правления императора Коммода (180-192 г.н.э.). Продолжительная война, недобор налогов и беспорядки в провинциях обернулись для Римской Империи пустой казной и Коммод сделал попытку вернуться к старой политике земельных конфискаций (проводившейся императорами 1-го века). Знать попыталась убить императора, но неудачно; в ответ Коммод казнил множество сенаторов, прибавил жалование солдатам и правил подобно Домициану и Нерону.
В конце концов, он был задушен в собственной спальне, и сенатские историки приложили все усилия к тому, чтобы представить императора Коммода сумасшедшим маньяком.

Однако знати всё же не удалось вернуть власть, против нее как и в 68-69 годах выступили гвардейцы и армии стоявшие на границах. Овладевший Римом Септимий Север (193-211) расправился с аристократией и объявил Коммода богом. Септимий и его сын Каракалла (211-217) пытались исполнить требования провинциалов: так они даровали римское гражданство каждому жителю империи и дали всем право получить землю после службы. Но после убийства Каракаллы к власти вновь пришла знать, а после начались времена военных мятежей и дворцовых переворотов, императоров провозглашенных сенаторами уже через год другой сменяли другие с помощью солдат. В конечном итоге государство распалось, в провинциях утвердились воевавшие друг с другом тираны, всё погрузилось в хаос, открытыми оказались границы империи и внутрь страны хлынули орды варваров. Наряду с обитателями за рейнских лесов, германцами, на Рим двинулись кочевники причерноморских степей, сарматы и скифы; это были всадники одетые в броню, пронзавшие противника длинными копьями. Некогда непобедимые легионы не выдержали натиска новых врагов, нашествия варваров охватило всё Средиземноморье. Это было катастрофой, для римского мира; развитые цветущие города обратились в руины, разорение и голод породили страшную чуму, добивавшую тех кто уцелел в войне. Пророчество Иисуса исполнилось: "Восстанет царство на царство, народ на народ, и будет голод, и мор, и землетрясения..."

Аврелиан
Аврелиан

Собрав все силы, императорам удалось отстоять от натиска варваров Италию и Рим. Император Галлиен осуществил военную реформу и предав пехоте полки панцирной конницы, сумел вернуть легионам их мощь. В 270 году императором был избран Аврелиан, в прошлом простой воин по прозвищу "рубака". Аврелиану удалось победить варваров и объединить империю заново, а в 280х годах другой император-воин, сын раба Диоклетиан (284-306) смог наконец закрыть границы государства и восстановить пограничные валы. Сотни тысяч пленных варваров поселили у этих валов обязав их защищать границу от вражеских вторжений, на случай же прорыва или мятежа в тылу стояли мобильные римские армии. Уцелевшие города возвели себе крепостные стены и вся страна стала одним военным лагерем. Все землевладельцы, ремесленники и крестьяне были прикреплены к месту своего жительства и обязаны были платить огромные военные налоги. Революция 3-го века привела к колоссальной катастрофе и гибели огромной части населения, но в конечном итоге породила новую империю, военное государство, указавшее каждому своё место.

По сути это была социалистическая империя, где теоретически все были равны, любой мог стать офицером или даже императором. Крестьяне получили землю в собственность, но были прикреплены к ней и обязаны отдавать часть урожая. Помещиков задавили налогами до такой степени, что те бросали свои поместья и пускались в бега, их ловили и секли плетьми на базарной площади. Государству принадлежала большая часть земли, огромное число ремесленников работало в обширных государственных мастерских. Одно время государственные чиновники даже устанавливали цены на товары и уровень заработной платы. Эта новая Римская Империя была похожа на древние государства востока, императоры провозгласили себя богами, носили диадему и требовали, чтоб подданные падали ниц перед ними. Те же кто не признавал в них живых богов, подвергались гонениям, среди них были и христиане , последователи распятого Христа.
Христиане верили в то, что снятый с креста Иисус Христос воскрес и вознёсся на небо, наказав своим ученикам апостолам нести святую веру людям. Апостолы ходили по деревням и городам, передавая рассказы о вере и жизни Иисуса "благие вести" или "евангелия". Эти рассказы и послания апостолов верующим как раз и составили "Новый Завет", новые заповеди дополнявшие древнюю Библию. Бедным слоям населения хотелось верить в грядущее будущее "царствие небесное" - и они соединялись в христианские общины, молились тайно в подземельях-катакомбах готовясь к Второму Пришествию. Катастрофа 3-го века заставила многих людей поверить в близкий конец света и в христианские общины стали приходить и богатые люди, спешившие спасти свои души благотворительностью. Со временем христиане стали более терпимее относиться к богатым, отказались от былых строгих нравов, не говорили уже об аскетизме и постоянных молитвах, общности имущества, безбрачии - этих принципов остались придерживаться только святые монахи отрёкшиеся от мирской жизни. Однако братское отношение к ближнему, милосердие к бедным осталось традицией, скрепляющей христианские общины и привлекающей к ним новых членов.
Во времена правления Диоклетиана христиане составили довольно большую часть населения империи и вскоре пришло время когда императоры были вынуждены искать их поддержки, так как социалистическая империя не могла существовать без поддержки народа. Монархи всегда нуждались в поддержке своего народа и народного бога, так как именно они возносили их вершине власти в суровые годы революций; теперь же когда революция свершилась, монархи пытались встать рядом с любым народным богом; они выбирали между Юпитером, Митрой-Солнцем и Христом, и в конечном итоге выбрали Христа. Согласно легенде, во время борьбы за престол преемнику Диоклетиана Константину (306-337) явилось видение сияющего креста с надписью: "Сим победишь". Константин отдал приказ разместить крест на знамёнах у своих легионов и одержал победу. С того времени императоры покровительствовали христианам, Константин сделал воскресенье выходным и праздничным днём "день воскресения Христова", а в 325 году созвал в Никее первый в истории церковный собор, на котором был утверждён "Символ веры" - изложение основы христианства. Победа христианства подтвердила окончательную победу революции. Церковь стала символом милосердия, братства, единения, она утешала и кормила бедных. Императоры передали в распоряжение церкви огромные средства, обширные земли и множество домов; на эти средства создавались странноприимные дома, больницы, раздавалось вспомоществование беднякам и любой нищий мог получить в храме тарелку супа или монетку для пропитания. Церковь играла роль системы соц.обеспечения и государство таким образом обеспечивало каждому кусок хлеба. Теперь же, когда государство приняло церковь, оно предстало перед гражданами, как община верующих, связанная узами братства и любви, а император как предводитель этой общины и наместник самого бога на земле. В 5-ом веке императоров стали короновать в церкви, а временем спустя в тронном зале даже появился высокий трон для всевышнего Господа Бога между императором и императрицей, на этом высоком троне лежала Библия и Бог незримо присутствовал при всех судьбоносных решениях верховной власти.
Стремясь отдалиться от языческого, аристократического Рима, Константин построил на востоке империи, на берегу Босфора новую столицу Константинополь "Город Константина". Отныне у империи стало две столицы, Константинополь и Рим, а иногда и два императора-соправителя. Вера в Иисуса Христа триумфально шагала по Средиземноморью, в конце концов, император Феодосий (379-395) издал указ, запрещающих поклонения другим богам.
Толпы радостных христиан вышли на улицы крушить мраморные изваяния Аполлонов и Юпитеров, на площадях происходили драки между язычниками и христианами, многие храмы сожгли, некоторые перестроили в церкви.

С того времени в римском мире не было других богов, только один бог один закон. Священник с амвона призывал всех жить, как братя во Христе и делиться всем, что ты имеешь и любить друг друга. Стоящим людям в церкви казалось, что наконец настало Царство Небесное. Но за стенами храма свирепствовала война, страну грабили варвары, голод и мор был повсюду и сквозь шум сражений едва долетали слова, произносимые в храме:

- Возлюбите ближнего своего, как самого себя

Диоклетиан
Диоклетиан
Коммод
Коммод